Применимо к: Exchange Server 2010 SP1
Последнее изменение раздела: 2010-07-19
Система Microsoft Exchange Server 2007 не поддерживает установку ролей транспортного сервера-концентратора и сервера почтовых ящиков на одном физическом сервере при использовании функций высокой доступности, таких как кластер с единым хранилищем (SCC) или непрерывная репликация кластера (CCR). Минимальное развертывание функций высокой доступности в системе Exchange 2007 требует наличия четырех серверов: двух узлов для высокой доступности почтовых ящиков и двух транспортных серверов-концентраторов для избыточности передачи сообщений.
Чтобы сократить число серверов, необходимое для обеспечения решения высокой доступности, система Exchange Server 2010 поддерживает установку ролей транспортного сервера-концентратора и сервера почтовых ящиков на одном физическом сервере при использовании групп обеспечения доступности баз данных. В версии Exchange 2010 существует функция под названием теневая избыточность, позволяющая предотвратить потерю данных при передаче сообщений. При совместной работе группы обеспечения доступности баз данных и теневая избыточность обеспечивают инфраструктуру обмена сообщениями высокой надежности.
В этом разделе рассматривается поведение роли транспортного сервера-концентратора Exchange 2010 при его развертывании на одном физическом сервере с ролью сервера почтовых ящиков, участвующем в группе обеспечения доступности баз данных. Дополнительные сведения о группах обеспечения доступности баз данных см. в разделе Общие сведения о группах обеспечения доступности баз данных.
Отправка и доставка сообщений
Теневая избыточность предотвращает потерю данных при передаче сообщений благодаря сохранению копии сообщения на всем пути передачи. Если сообщение потеряно во время передачи из-за сбоя, теневая копия этого сообщения будет повторно отправлена компонентом транспорта. Дополнительные сведения о реализации функции теневой избыточности см. в разделе Общие сведения о теневой избыточности.
Серверы почтовых ящиков участвуют в процессе передачи сообщений во время начальной отправки сообщения, когда пользователь нажимает кнопку Отправить, и во время окончательной доставки, когда сообщение сохраняется в папке «Входящие» почтового ящика получателя. Когда сообщение отправляется в службу транспорта, основная копия этого сообщения находится в очередях транспортного сервера-концентратора, на который отправлено сообщение. Теневая копия этого сообщения — это элемент, сохраненный в папке «Отправленные» отправителя. При доставке сообщения основная копия находится в папке «Входящие» получателя, а теневая копия этого сообщения сохраняется в корзине транспорта.
В сценарии высокой доступности, в котором роли транспортного сервера-концентратора и сервера почтовых ящиков совместно работают на одном физическом сервере, становится критически важной задача по предотвращению сохранения обеих копий сообщения на одном сервере. Рассмотрим сценарий развертывания, показанный на следующем рисунке. Топология включает в себя два сервера Exchange, участвующих в группе обеспечения доступности баз данных, с установленной ролью транспортного сервера-концентратора. Базы данных DB1 и DB2 являются членами этой группы обеспечения доступности баз данных. Активные базы данных выделены зеленым цветом, а пассивные — синим.
Предположим, что в этой топологии пользователь, имеющий почтовый ящик в базе данных DB1, отправляет сообщение. Если сообщение отправляется на транспортный сервер-концентратор Server1, основная и теневая копии этого сообщения будут физически храниться на сервере Server1. Основная копия будет находиться в очередях транспортного сервера-концентратора, а теневая — в папке «Отправленные» отправителя, как показано на следующем рисунке.
Аналогичным образом, если транспортный сервер-концентратор Server1 получает сообщение, предназначенное пользователю в базе данных DB1, это сообщение доставляется напрямую, поэтому как основная, так и теневая копии сообщения будут физически храниться на сервере Server1. Основная копия будет находиться в папке «Входящие» получателя, а теневая — в корзине транспорта, как показано на следующем рисунке. При сбое в работе сервера в одном из рассмотренных случаев существует вероятность, что сообщение будет потеряно.
Чтобы предотвратить сценарии, в которых возможна потеря сообщений, в системе Exchange сообщения отправляются и доставляются по маршруту, обеспечивающему сохранение основных и теневых копий сообщений на различных физических серверах. Измененные сценарии отправки и доставки сообщений описаны в следующем разделе.
Сценарии отправки сообщений
Когда пользователь, почтовый ящик которого находится в базе данных, являющейся членом группы обеспечения доступности баз данных, отправляет сообщение, то служба отправки почты отдает приоритет удаленным транспортным серверам-концентраторам, если обнаруживает наличие установленной роли транспортного сервера-концентратора на локальном сервере. Как показано на рисунке «Топология высокой доступности, включающая в себя два сервера с ролями транспортного сервера-концентратора и сервера почтовых ящиков», если пользователь, почтовый ящик которого находится в базе данных DB1, отправляет сообщение, то служба отправки почты будет использовать роль транспортного сервера-концентратора, установленную на сервере Server2, для отправки сообщения. На следующем рисунке показан такой предпочтительный путь отправки сообщения.
Если на сайте недоступны другие транспортные серверы-концентраторы (например, если сервер Server2 недоступен, так как для него выполняется запланированное обслуживание), служба отправки почты отправит сообщение на локальный транспортный сервер-концентратор. Хотя такой путь отправки является нежелательным для избыточности, система Exchange не будет задерживать доставку сообщений. Такой резервный путь отправки желателен для обеспечения доступности и небольших задержек при доставке.
Сценарии доставки сообщений
Сценарии маршрутизации и доставки сообщений в основном не изменились. Например, если сервер Server1, показанный на рисунке «Топология высокой доступности, включающая в себя два сервера с ролями транспортного сервера-концентратора и сервера почтовых ящиков», получает сообщение, отправленное для пользователя в базе данных DB2, он доставит его обычным способом, так как эта база данных является активной на другом сервере. Транспортный сервер-концентратор будет обрабатывать входящее сообщение другим способом только в том сценарии, в котором целевой почтовый ящик находится в базе данных, входящей в группу обеспечения доступности баз данных и являющейся активной на локальном сервере. Так как прямая доставка в этой ситуации приведет к сохранению доставленного сообщения и его копии в корзине транспорта на одном сервере, транспортный сервер-концентратор выполнит повторную маршрутизацию этого сообщения на другой транспортный сервер-концентратор на этом сайте. На следующем рисунке показан путь доставки сообщений в этом сценарии.
Если на сайте недоступны другие транспортные серверы-концентраторы, транспортный сервер-концентратор выполнит локальную доставку, даже если такой путь доставки будет нежелательным для избыточности. С другой стороны, такой резервный путь доставки желателен для обеспечения доступности и небольших задержек при доставке.
Сценарии потока сообщений
В этом разделе подробно описаны различные сценарии потока сообщений, в которых роли транспортного сервера-концентратора и сервера почтовых ящиков совместно работают на одном сервере. Топология на следующем рисунке используется для показа различных сценариев потока сообщений.
В следующей таблице показаны способы обработки сообщений транспортным сервером-концентратором Server1 в различных сценариях. Во всех этих случаях сервер Server1 рассматривается как точка входа.
Расположение отправителя | Расположение получателя | Обычный путь передачи сообщений | Сценарии высокой доступности |
---|---|---|---|
DB1 активна на сервере Server1 |
DB1 активна на сервере Server1 |
|
|
DB1, активна на сервере Server1 |
DB2, активна на сервере Server2 |
|
|
Внешние |
DB1, активна на сервере Server1 |
|
|
Внешние |
DB2, активна на сервере Server2 |
|
|
В предыдущей таблице рассмотрен минимальный сценарий, в котором существует только два транспортных сервера-концентратора на одном сайте, совместно работающих с ролями сервера почтовых ящиков, участвующими в группах обеспечения доступности баз данных. В более сложных развертываниях с дополнительно выделенными транспортными серверами-концентраторами эти серверы также используются при выборе способа маршрутизации. Однако в достаточно большом развертывании, в котором можно использовать выделенные транспортные серверы-концентраторы, рекомендуется не устанавливать роль транспортного сервера-концентратора на серверах почтовых ящиков, участвующих в группе обеспечения доступности баз данных.